Новая Книга
Новая Книга
Вышла новая книга автора Любовь Шапиро

"В СОРОК ЛЕТ ЖИЗНЬ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ"




Жизнь женщины – это широкий континент, поперек которого лежит тень от меча.
"Один конец этого меча – условности, традиции и порядок, где все идет своим чередом. Но есть и другой конец, и если вам хватит безрассудства перейти черту и выбрать жизнь, не поддающуюся условностям – все смешается, все пойдет непредсказуемо"
 Из книги Э.Гилберт


        Девять женщин в возрасте сорока лет овдовели. Их мужья были очень известные, знаменитые. Они потеряли не мужей, они потеряли судьбу. Как только произошли трагедии, общество, стало лицемерно их ненавидеть, шипеть, возмущаться и требовать, чтобы они посыпали голову пеплом, тихо сидели на кончиках стульев и были благодарны, если их вообще заметят. Но девять умных и талантливых вдов отказали в послушании и пошли своим трудным, но интересным путем. Им пришлось отвоевывать свое место под солнцем с большим трудом и неадекватными, авантюрными поступками. Они доказывали, что они достойны своих ушедших знаменитых мужей. Путь их был не всегда прямой и праведный, но они хотели получить только то, что им принадлежит. Они сильные и умеющие бороться за свое счастье.
И это только начало пути.
Лучшие годы те, которые впереди.





Новая Книга январь 21, 2012, 11:32
    Моя бабушка Золушка или Жизнь злой девочки
    

Любовь Шапиро начала писать книги только в сорок четыре года. Родилась в Москве в проезде Художественного театра (Камергерский переулок). Видимо, это определило ее судьбу.

            Л.Шапиро – Художественный руководитель театра-кабаре «Летучая мышь» им.Гр.Гурвича. Преподавала в РАТИ, работала на телевидение – была сценаристом ряда цикловых программ, посвященных жанрам кабаре и мюзикла. Одновременно начинает писать книги. Лучше всего зная театральный мир, автор пишет детективно-любовно-авантюрные романы на театральные темы: «Закулисные страсти», «Дневник романтической дурочки», «Жизнь – это кабаре».

            Однако, окружающие Любовь Шапиро студенты, друзья дочери навели на мысль написать роман о молодом поколении. Он должен быть интересен и полезен и для родителей, и для их «взрослых» детей.

            Читайте – это то, что нужно сейчас!

 «Моя бабушка – Золушка» или «Жизнь злой девочки» 

 роман (притча)                           

Конфликт «отцов и детей» отнюдь не нов. Однако разрыв между теми, кто вырос в Советское время и их детей, чьё взросление происходило в девяностые-двухтысячные годы, так велик, что у этой пропасти не видно дна.

        Наши дети «облагодетельствованные» техническим прогрессом-интернетом, мобильными телефонами, возможностью ездить за границу, пить пиво и что покрепче прямо на улице, курить травку и почти свободно приобретать наркотики. А главное «свобода» так как её понимают молодые завоеватели жизни. У них появились новые интересы, например субкультуры. Страшное расслоение на касты, которые презирают друг друга. Избить бессмысленно и жестоко любого  человека - снять на видео и выложить в интернете. Но главное – возможность послать родителей  куда подальше - «Вот настоящая жизнь». Их девиз – «жизнь должна быть крутой и короткой.

        В романе много авантюры, мистики, приключений.

ISBN         978-5-499-00031-1
http://my-shop.ru/shop/books/1143436.html

На книжных полках появилась новая книга-роман «Жизнь — это кабаре», автором которой является Художественного руководителя театра-кабаре «Летучая мышь» Любоь Шапиро

 

Жизнь — это кабаре: роман

 

Известной столичной журналистке Евгении Золотовой поруче_

но взять интервью у примадонны легендарного в 20–30_е годы теа_

тра_кабаре «Летучая мышь» и лихой шпионки Фаины Зелинской_

Кальканьо.

Никто не остановит пытливую «акулу пера» в охоте за «лако_

мым» эксклюзивом. Но неужели невинная просьба пожилой аван_

тюристки может обернуться ошеломительным журналистским рас_

следованием?

Взгляду читателя открывается запутанная, невероятно красивая

история любви, покрытая вуалью времени. Кто бы мог подумать, что

отношения людей могут развиваться по настолько таинственному,

захватывающему и даже опасному сценарию…

А может, жизнь — это действительно кабаре?

© Шапиро Л.

© ООО «Издательство Астрель»

Дамы и господа!
Если вы хотите расширить свой кругозор, разнообразить свою жизнь, сделать ее ярче, приглашаю в свой «Нескучный дом».
Если вы любите театральное и киноискусство, если хотите приоткрыть тайны актерского мастерства, истории театра и кино, приглашаю в студию при театре-кабаре «Летучая мышь» им.Гр.Гурвича на собеседование.
Запись на собеседование через форму контакта на нашем сайте.
О дате собеседования будет сообщено индивидуально.

         Инновация искусства

         В ХХ1 веке мы узнали новое слово инновация. Наверное, замечательно, что молодому поколению предоставлена возможность творить в области науки, делать великие открытия. Возможно, у нас снова появятся светлые головы, которыми так гордилась страна, но которым не будут препятствовать и тогда, возможно им не захочется уезжать из страны. И все же это всего лишь одна часть развития жизни любого общества. Когда-то было такое милое расхожее название «физики-лирики». Были люди (еще немного их осталось), которые сочетали в себе не только понимание научных терминов и формул, но еще и писали песни, хорошо знали, любили и понимали литературу, музыку, кино и театр. В общем, с ними можно было и хотелось говорить обо всем. Они завораживали своей искристой веселостью и широтой интересов.

         Что же произошло с тех пор. Нет, что происходит сейчас. Мы с удивлением узнаем, что на развитее культуры и искусства выделено меньше всего денег. Никакой инновации в этих областях не произойдет. Виновата власть? Отчасти. Деньги надо давать, иначе мы очень скоро из страны с красивым языком и известными талантливыми людьми превратимся в страну третьего мира, будем танцевать у костра ритуальные танцы. Мы быстро покинем авангард культурного мира и перейдем в арьергард. А, оттуда вырваться нелегко.

         Вот уже лет пятнадцать с экрана не сходят одни и те же лица. Их металлокерамический оскал на подтянутых лицах дает твердый отпор всем, кто стоит в очередь на прослушивание. На том же телеэкране чуть ли не каждый день осуждают, что с тех, кто робко рвется к микрофону или к театральной рампе берут деньги. И что? Кому это интересно?

         Действительно, время сейчас жестокое. Всем и нищим и богатым не хватает денег. Поэтому появляются позорные театральные антрепризы, в которых участвуют знаменитые народные артисты. Механизм такой идеи прост. Некий продюсер быстро находит неприхотливую пьеску, собирает человек пять-шесть (чем меньше, тем лучше) обходясь, почти без декораций и костюмов и даже почти без репетиций, устраивает «чёс» по городам и весям. Быстро проехались, быстро собрали деньги и всё. То, что такое действо развращает вкус публики, которая перестает понимать, что такое настоящее театральное искусство об этом не задумываемся. После нас хоть потоп. Я не пытаюсь быть ханжой. Просто, если бы в театрах платили актерам по заслугам, то не было бы этого позора. «Театр – храм, кафедра, с которой можно сказать людям много добра». Так завещал классик. Но где же эти театры, в которые ты будешь рваться, стоять на морозе и спрашивать лишний билетик, который стоит очень недешево. Остались только могикане. За исключением нескольких относительно молодых и известных актеров никого нет. Сериалы вещь хорошая, но разрушительная и опасная. Они превращают актеров в подобие зомби, которые довольно быстро научаются играть везде только одну роль.

         А что происходит с языком, на котором изъясняются графы и графини в длинных эпопеях. Говор, неправильно произнесенные слова. Меня пытались убедить, что язык поменялся. Ничего подобного. Он не менялся со времен Пушкинской реформы. Но те, кто учит наших будущих звезд, сам  с неба звёзд не хватает. Чтобы взять хорошего специалиста по любой специальности театрального или кино вузов нужно иметь деньги и платить, а не урывать себе.

         Леонид Осипович Утесов когда-то сказал, что «лучше уйти на пять лет раньше, чем на пять дней позже». Хотя, как мне кажется, к нему это не относилось. Он проживал каждую песню как жизнь. Наши же аксакалы никуда не уйдут и научить никого не могут. Не понимаю, почему на всех конкурсах, прослушиваниях выбирают худших, а не лучших. Не может быть, чтобы в такой большой и талантливой стране выродились самородки. Я понимаю, что тем, кто из последних сил скачет по сцене шоу-бизнеса, было прорываться нелегко. Тем более в советские времена. А может, тогда им помогали и направляли. Одно очевидно. Перед их глазами были уникальные примеры. Нашим молодым дарованиям не повезло. Они даже не прорываются, они пытаются протиснуться, тихонечко садясь на краешек стула, в надежде, что их заметят. Невозможно вспомнить имя почти ни одной молодой актрисы, певицы и актера, певца. Их лица словно смазаны, хотя сильно сдобрены гримом. Нет настоящей планки, к которой им стоит стремиться. Но она есть. Смотрите старые концерты, спектакли, фильмы. Да там Тартюф не приходит с зоны и не рвет на себе тельняшку, но спектакль А.Эфроса «Тартюф», поставленный много лет назад на сцене МХАТа и сейчас не менее смешной и поучительный. Но кто  вам бедные молодые дарования скажет, что надо учиться проникать в смысл, а не бежать от него путаясь в ударениях и дикции, еле выпевая без микрофона бессмысленные слова. У вас есть, конечно, возможность слушать лучшие образцы западной музыки, но в России всегда был свой стиль игры, пения, танца и речи. Именно этим страна завоевывала свое отдельное место под солнцем

         Кино. Куда оно подевалось. Настоящих фильмов  для широкой, а не фестивальной публики снимают очень мало, почти как в сталинские времена. Те же, кто снимает в надежде получить «Пальмовую ветвь» меня мало интересует. Я абсолютно уверена, что нет искусства для избранных. Или это искусство или нет. Если произведение интересное, то оно дойдет до любого человека, будь он простой или изощренный знаток. Либо до ума, либо до сердца.

         Еще одно «достижение». Раскраска старых картин, потому что якобы молодое поколение не принимает черно-белое. Бред. Уходит весь флёр, смысл, стиль фильма. Но что самое замечательное, когда смотришь, например, «Золушку», то замечаешь на прелестном лице маленькой Жеймо трупные пятна. Так конечно лучше!!!.

Хорошо, что еще фильмы Чаплина не раскрасили.

         Те, кто помнят выступления А.Райкина, молодого Г.Хазанова, Р.Карцева и В.Ильченко никогда не станут смотреть «Аншлаг». Хуже всего, что его жизнь на экране бесконечна и все пошлее и пошлее. Бедная публика она не знает, как ее обкрадывают.

         Возникают вопросы: Что делать?  С чего начать?

         Вопросы трудные, но можно попробовать сначала найти тех, кто еще хочет и может, передать молодым остатки былой роскоши. Возможно, найдутся среди людей шоу-бизнеса интеллигенты (интеллигенция – русское понятие, это в том числе те, кто от одного поколения передают знания через себя следующему), которые захотят заняться молодыми. Или таких подвижников среди наших звезд нет. Тогда не из звезд, а просто из специалистов с хорошим вкусом и настоящими знаниями. Да на это нужны деньги. Есть ли среди власть предержащих те, кто в этом понимает? Неизвестно.

         А вот как пробиться? Кто подставит мостки, по которым талантливые люди будут всходить на сцену, не боясь услышать в спину слова ненависти и зависти. Может, доживем….    

 09.08.2011

Л.Шапиро.

 

                                                          

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГОСПОДАМ ОЛИГАРХАМ

 

Уважаемые

Господа олигархи!

 

        Думаю, что это письмо вы никогда не получите или, уж

во всяком случае, не прочтете. Вряд ли ваши помощники обратят на него внимание. Но, если вдруг…

        Замечательно, когда могущественные люди нашей страны занимаются благотворительной помощью, особенно спонсируют футбольные иностранные клубы или собирают редкие вещицы, приятные глазу и на зависть остальным, не столь могущественным. Потрясает внимание к спортивной культуре молодых и старых жителей необъятной Родины. Крепкие  и здоровые везде нужны. Но все же, как мне кажется, сила без разума и искусства бессмысленна. Знаю, что вы помогаете больным детям, убогим и сирым.

        Честолюбивым элитным господам гораздо приятней оказывать помощь академическим театрам, которые широким мазком высокого искусства создают картину мира.

        Но есть еще театры, которые общаются с каждым конкретным зрителем глаза в глаза, ищут контакт с душой каждого пришедшего на представление. И это не мене важно. Особенно в наши дни, когда слушать и слышать разучились почти совсем. Как воспитывать молодое поколение, если мы украли у них огромный пласт культуры, особенно театрального искусства. 

        Я – Художественный руководитель небольшого, но  известного еще с начала ХХ века Московского театра-кабаре «Летучая мышь». Сначала, он гордо носил фамилию Никиты Федоровича Балиева (если вам интересно, то на нашем сайте есть подробное описание этого театра). В 1988 году работу  театра- кабаре «Летучая мышь» возродил Григорий Ефимович Гурвич (о нем тоже все данные есть на сайте). К сожалению, в 1999 году в возрасте 42-х лет Гурвич умер. После него остался потрясающий, уникальный по репертуару и взгляду на искусство и мир, театр.

        Кабаре – не кафешантан, не бордель, не стриптиз. Кабаре – жанр универсальный: опера и балет, цирк и эстрада, джаз и оперетта, драма и трагифарс сочетаются в одном представлении, давая публике радость познания мира тонкого умного сентиментального, ироничного и саркастичного. Обычно, небольшая труппа актеров уникальных способностей – синтетических актеров, исполняют за дивертисмент от тридцати до сорока номеров, совершенно не повторяясь.

        Главное же то, что российское кабаре – совсем отдельный жанр. Такого в мире нет. Хотя именно из кабаре вышли и Пиаф, и Дитрих, и Чаплин, и Утесов, и Бернес, и Юрьева и Миннелли. Этот жанр соединяет как никакой другой культуру ХIХ – ХХI веков. Очень важно, чтобы не распалась связь времен. Преображая с почитанием номера- спектакли начала прошлого века, мы возвращаем публике ее собственную культуру.

        После смерти мужа и художественного руководителя театра-кабаре «Летучая мышь» им. Гр.Гурвича, театр возглавила я – Шапиро Любовь Александровна.
Собрав вновь уникальных молодых артистов, которые мечтают работать в этом очень трудном, но замечательном жанре, мы готовы к подвигам.

Для того чтобы Москва снова могла поражать таким зрелищем, нужны люди, которые как когда-то Морозов, Мамонтов или Третьяков пожелали внести свою лепту в возобновление работы театра- кабаре Летучая мышь и, безусловно, как и их предшественники почитали за честь помогать театру и  вошли в историю культуры России.

        Мы не хотели бы, чтобы наши завоевания были «унесены ветром»

        Если в Вас, уважаемые господа  хоть что-нибудь всколыхнет моя записка, то я была бы счастлива, встретиться с Вами.

 

 Мои контакты:

  www.cabaret.jimdo.com

  mail cabaret@pochta.ru

 тел. +7- 915-288-53-24.

 

       Художественный руководитель-

     Директор театра                         Л.Шапиро

      08.02.2011

 

 

 

 

                МЫ ИМ НЕ ИНТЕРЕСНЫ!

Как часто мы – взрослые и умудренные опытом говорим: «Мы им не интересны, они нас не слушают и не слышат. Наша история им безразлична. Наше искусство их не волнует. Старые книги их не увлекают. Старые пьесы они не читают. Говорят на плохом русском языке. Вообще, все, что нам близко и любимо, они отвергают и высмеивают. Все эти горькие и строгие слова относятся к молодому поколению. Виноваты ли они в том, что им, молодым, не любопытна наша такая разнообразная жизнь? Конечно, нет. Что мы им предлагаем? Нравоучения, плохое образование не умных и не чутких преподавателей, плохо говорящих на великом русском языке, плохой вкус и обиды. Естественно, наши взъерошенные дети спорят, отказываются с нами разговаривать, убегают из дома, уходят в свой, часто опасный и реактивный мир. Мы их не понимаем и только гневно отворачиваемся, не пытаясь разобраться в их нигилистических настроениях. Как их привлечь? Многие, кто хочет восстановить контакт с молодым поколением, озабочены. У искусства наибольшие шансы навести мосты в отношениях, способствовать объединению. Только не стоит с молодыми заигрывать и думать, что они дураки, которые понимают только сленг и трансформацию всего старомодного в бесконечный монтаж аттракционов, поддерживая и без того, мерцающее сознание наших молодых друзей. Мы не пытаемся пробиться к их душе, а уже после этого к мозгам. Наши дети не глупцы. Они просто не верят в заигрывание и в попытку разъяснить им важные и интересные вещи, опуская планку, а, не поднимая ее. Театр-кабаре «Летучая мышь» имеет богатую историю. Но, ни это главное. Он возникал всегда, когда страна переживала очередную перемену исторических декораций. Театр всегда находил своих зрителей, стараясь окунуть публику любого возраста в атмосферу красивого сентиментального ироничного мира. Разные жанры переплетались в номерах и дивертисментах «Летучей мыши» расширяя рамки сознания и увлекая во вселенную ВЕЛИКОЙ ИЛЛЮЗИИ. Молодые леди и джентльмены приходите к нам. На сцене такие же молодые и красивые люди, как и в зале. Они создадут для вас такую атмосферу, из которой вам не захочется уходить. Именно молодые артисты покажут вам, как интересно старомодное искусство. Вы увидите в их исполнении таких же взрывателей от искусства, какими вы являетесь в современной жизни, которая почти не доступна вашим предкам. Сидя, бок, обок, в одном зале со старшими, уверена, вы испытаете те же романтические чувства, и вам будет также смешно, как и вашим родителям. Вас будет тревожить те же мысли, что и ваших более взрослых соседей по зрительному залу. У нас в «Летучей мыши» им. Гр.Гурвича весело, легко, неординарно. Мы не поучаем. Мы, развлекая, учим любить все красивое, редкое, броское. Мы поем, танцуем, говорим для вас – замечательная публика нашего театра.

08.2110г.

©Л.Шапиро

Новости, наши новости, наши истории...

«ЛЁГКИЙ ЖАНР» 

Сегодня 13 марта День рожденье театра-кабаре «Летучая мышь» им. Григория Гурвича. Театру исполнилось бы 22 года.
 Просуществовал он 12 лет. В 2000г. я – Любовь Шапиро – художественный руководитель театра приостановила работу театра в составе, который существовал.
 К счастью в 2009 году появились молодые актеры, c которыми возможно возобновить уникальный и самый разнообразный жанр КАБАРЕ. 
 Во всем мире есть театры-кабаре, которые пользуются неизменным успехом. И в России долгие годы до революции и даже после нее в разных городах Империи с успехом выступали артисты этого жанра. Должна подчеркнуть, что российское кабаре – особое непохожее ни на один театр-кабаре в мире. Оно наполнено более глубоким смыслом, сентиментальностью, ироничностью. Главное же – артисты жанра Кабаре умеют делать все, потому что им приходится перевоплощаться мгновенно, сочетая в своих номерах, сценках, миниатюрах самые разные виды искусств. Балет, драма, степ и опера, цирк и эстрада. Кроме того представления Кабаре никогда не оставляют публику равнодушной. Катарсис, восторг и преклонение перед многообразием тем, способом их исполнения всегда наступает в конце спектакля- кабаре.
 Этот жанр театрального искусства, как многие другие всегда привлекал меценатов. Естественно тех, кто понимал изящество и философию Кабаре «Обучая – развлекать и наоборот».
И у театра-кабаре «Летучая мышь» Гр.Гурвича тоже всегда были богатые и образованные почитатели, которые оказывали материальную помощь театру.
 К сожалению, со временем все мельчает. Я и не только я, но и многие образованные люди замечают, что наш культурный слой постепенно превратился в суррогат. То, что нам преподносят, называя это шоу-бизнесом, не выдерживает никакой критики. 
 Мы же хотим вернуть российскому искусству его первоначальную значимость. Если – юмор или сатира, то высокого класса, если вокал и музыкальное искусство, то, несомненно, оно должно базироваться на лучших образцах эстрады. 
 Сейчас, появилась такая возможность – помочь молодым и очень талантливым артистам встать на ноги, осваивая лучший и самый разнообразный жанр в мире – Кабаре. Именно с кабаре начинали и Ч.Чаплин, и Э.Пиаф, и М. Дитрих, и Л.Миннелли, и А.Вертинский, и Утесов. Этот список замечательных, выдающихся артистов можно продолжать бесконечно.
 Главный вопрос в том, кто будет помогать молодым артистам? Остались ли у нас образованные богатые люди, способные помочь самому удивительному жанру, чтобы наше молодое поколение развивало свое воображение, образование в России, а не в других странах? Поверьте мне, что на поддержание Кабаре нужно гораздо меньше денег, чем на праздные капризы олигарха.
 Мы хотим учредить фонд помощи молодым артиста, работающих в жанре кабаре. Они откроют вам удивительный мир, который поможет вам, справится с трудной или пустой жизнью, облагораживая вас своим мастерством, пониманием и вкусом. 

Л.Шапиро

13.03.2010г. 

С тех пор…

Прошло десять лет, как скоропостижно умер мой муж Григорий Гурвич. Он был Художественным руководителем, автором и режиссером театра-кабаре «Летучая мышь» и ведущим телепрограммы «Старая квартира».
Когда Гриша умер, то близкие люди, успокаивая меня, повторяли все одно и то же. Пройдет время и, ты перестанешь так тревожиться. Перестанешь так остро реагировать на все разговоры о Грише.
Они оказались не правы. Слезы перестали литься из глаз, когда я смотрю на Гришины фотографии или даю интервью о его жизни и творчестве. Но в душе по-прежнему печаль, а в голове попытка понять его глубже. Все эти десять лет у меня не хватало мужества сесть и написать. Очень тяжело было вспоминать ту необыкновенную жизнь, которую мы прожили. Зато я с удивлением читала воспоминания людей, которые либо знали его или не очень близко, либо вовсе понаслышке. Ему приписывались слова, которых он никогда не произносил, поступки, которых он никогда не совершал. Старалась относиться к этому иронично, как учил Гриша. Теперь же мне захотелось восстановить нить событий, которые происходили на самом деле.
Итак, Гриша мечтал о театре с раннего детства. Мама его говорила, что он отказывался есть, если ему не ставили пластинку с опереттой «Сильва». Лет в семь родители подарили ему бибабо - куклы, которые надеваются на руки и придумывал спектакли и показывал родителям и знакомым. Он мечтал быть актером. Став старше Гриша изменил решение по очень, как мне кажется, несправедливой по отношению к себе, причине. Гришенька решил, что он некрасив и сделал вывод - «стану режиссером».
Однако, сообщение шестнадцатилетнего сына, которого уже хорошо знали в Баку. Он писал капустники, стихи к спектаклям. Родители же считали, что это времяпрепровождение всего лишь хобби молодого человека и потребовали, чтобы Гриша окончил Азербайджанский Государственный Университет по специальности филолог. Он выполнил просьбу родителей. Когда он сдавал очередной экзамен по литературе, он должен был рассказать о поэте Бальмонте и прочитать его стихотворение. На ум незадачливого студента не пришло ни одно из  стихотворений великого поэта. Гриша, который обладал уникальной памятью, тут же вспомнил стиль,  которым писал Бальмонт и сочинил стихотворение сам. Гриша всегда говорил, что ему рифмами писать легче, чем прозой. Он благополучно окончил Университет, и радостно сообщил родителям, что теперь он поедет в Москву поступать в ГИТИС им.А.В. Луначарского на режиссерский факультет. Родители были в шоке, так как надеялись, что за пять лет учебы блаж сына пройдет. Гриша был настойчив и благополучно отбыл и поступил на курс к одному из самых лучших педагогов в мире - Марии Осиповне Кнебель - ученице К.С.Станиславского и Михаила Чехова.
Гриша изображал на экзамене медведя, которого ему показал Костя Райкин. Мария Осиповна уверяла, что именно за показ этого зверя он и был принят, насмешив всю комиссию до слез. Очень быстро Гриша стал одним из лучших студентов и любимцем института. Он делал капустники с первого курса.
Мы и познакомились с ним на одном таком веселом вечере, надувая воздушные шарики. Вскоре я стала его помощницей в Комитете Комсомола по культмассовой работе. Комитет у нас был веселый и почти все были влюблены друг в друга. Сплошная весенняя погода стояла в кабинете Комитета Комсомола.
Мы поженились на третьем курсе и прожили с Гришей семнадцать лет. Я прожила их, открыв рот от удивления, какой у меня удивительный неординарный муж. Как мне повезло - говорила я себе все эти годы.
Радостное и беспечное время института закончилось довольно печально. Умерла М.О.Кнебель и А.А.Гончаров - главный режиссер Московского Академического театра им.Вл. Маяковского, который пригласил Гришу ставить в его театре дипломный спектакль, закрыл его. И начался «Звездный московский путь» молодого режиссера, у которого в Москве не было никаких связей. Оказалось, что ироничный, харизматичный, очень мудрый  и яркий молодой человек из провинции никому не нужен.
С 1983 года Гриша стал делать капустники на Старый Новый год в Доме Актера. Публика собиралась самая изысканная и взыскательная. Тогда я впервые услышала оглушительные аплодисменты и рев восторга самых именитых актеров, режиссеров и других деятелей искусства. Они приветствовали моего Гришу и его команду за то остроумное удовольствие, которое они нигде не могли получить.
Со мной рядом сидел М.М.Жванецкий, который мрачно сообщил, что после такого триумфа Гурвича он боится выходить на эту публику.
Элита театрального искусства обожала остроумные едкие и свободолюбивые представления Гурвича, но давать ставить спектакли не торопилась. Вернее было так. Гришу приглашали  в лучшие театры Москвы, но через какое-то время находилась причина, по который спектакль Гурвича не может репетироваться дальше. Гончаров, который через год под давлением художественного совета и молодых артистов, которые были заняты в дипломном спектакле Гриши все же дал возможность выпустить спектакль, называл Гришу антисоветчиком. Действительно «Дневник обыкновенной девушки» был последним спектаклем, закрытым в Советском Союзе. За успех у зрителей и за радость, с которой артисты играли в этом спектакле, главный режиссер закрыл спектакль, но красный диплом Гриша получил, правда, через год после окончания. Потом было еще пять закрытых спектаклей. Даже у самого оптимистичного человека могут опуститься руки и пропасть вера в свои силы. Когда В.Фокин, который был главным режиссером театра им.Ермоловой пригласил Гришу, то обещал, что кафе «Марс», которое находилось на крыше театра будет открыто кабаре и Гриша уже начал репетировать с Т.Догилевой и О.Меньшиковым спектакль, который должен был открывать новый театр, а  архитекторы уже сделали проект. Мы даже лазали на крышу, чтобы обследовать ее и конструкцию театральных перекрытий. Фокин внезапно «обрадовал», что сейчас не время открывать новый театр, да и денег на это нет.
Позже Гриша мне рассказывал, что идти домой он не мог. Он не знал, что мне сказать. Опять провал. Параллельно же он продолжал делать капустники, в которые вкладывал столько мыслей, что другим режиссерам хватило бы ни на один спектакль, а на всю творческую жизнь. Он же за двадцать минут успевал охватить огромный мир с его проблемами, которые Гриша легким росчерком пера разбирал, высмеивал, сентиментальничал и делал мудрые выводы. Только сейчас я понимаю, когда читаю пожелтевшие странички, что он был провидцем и в столь молодые годы видел глубоко и свободно. На одном из очередных Старых Новых годов к Грише подошли М.Захаров и Гр.Горин и сказали, что Грише нужно возобновить театр-кабаре «Летучая мышь». Нам тогда в институте не рассказывали о театрах- кабаре. Гриша очень обиделся на них: «Конечно, они будут заниматься серьезным драматическим искусством, а я кафешантанами».
Оказалось, что эта была счастливая идея, но в тот момент Гриша ее не оценил. Мы рассказали об этом предложение замечательному человеку и педагогу Г.Г.Дадамяну. Вскоре мы получили подарок - книгу о театре-кабаре «Летучая мышь» Н.Ф.Балиева, которая была написана в 1918 году к десятилетию театра. Мы были потрясены, что существовало такое чудо, которое подходит Гришиному вкусу, таланту и неординарному взгляду на мир. Кабаре соединяет в себе все жанры искусства  оперу, балет, драму, фарс, степ, мюзикл, цирк. Кабаре - свободный взгляд на все. Но…
Когда Гриша понуро присел в комнате  молодежной секции Дома Актера, собираясь с духом и ища слова, которыми он смог бы меня «обрадовать», к нему обратился молодой человек,  Гриша его с трудом вспомнил. Алексей Бельский  был именно тем человеком, который так серьезно и благотворно повлиял на Гришину судьбу.
- Гриша, обратился Бельский к задумчивому и непривычно молчаливому мэтру московских капустников. - Что с вами?
Гриша очень удивился такому интересу со стороны абсолютно чужого человека. Леша видел всего лишь один капустник Гришиной команды, который в 1988 году по непонятной причине был перенесен с 13 января на 13 марта. Запомним это число.
Как это часто бывает постороннему легче рассказать о своих проблемах, чем объясняться с близкими. Гриша и поведал Алеше всю историю своей «блестящей» карьеры. Реакция Бельского была неожиданной.
- Давайте я дам вам определенную сумму денег, и вы поставите на нее спектакль и проживете с труппой целый год. И еще мы пойдем к ректору ГИТИСа и попросим у него разрешения, чтобы ваш театр работал в помещение Учебного театра (бывшее помещение легендарной «Летучей мыши» Н.Балиева) несколько раз в неделю.
С этого момента у нас началась потрясающая и сумасшедшая жизнь. Можно долго описывать, как непросто развивались события даже после разрешения ректора. И в Учебном театре нас никто не ждал и активисты знаменитого дома Нирнзее писали на нас подметные письма во все инстанции. Но, видимо, время пришло. Уже ничто не могло помешать вырваться наружу переполнявшим Гришину голову идеям.  С подачи М.Захарова и Гр.Горина после 68-летнего перерыва вновь начал работать театр-кабаре «Летучая мышь.
Все что накопилось и не находило достойного выхода - парадоксальные идеи, особый неповторимый юмор и сарказм, а также сентиментальность вложил Гурвич в первый спектакль «Чтенiе новой пьесы». Через два года появился спектакль «Я стэпую по Москве», еще через год «Сто лет кабаре, потом «Это - шоубизнес» , «Вам позволено переиграть» и наконец апофеоз творчества волшебной фантазии Григория Гурвича «Великая иллюзия»
Неблагодарное дело описывать спектакли Гриши. Да я и не стану. Рецензии на его фантосмагоричные, глубокие и такие непохожие ни на одно представление в мире писали журналисты со всего света. Первая же рецензия появилась на первой странице «Нью-Йорк Таймс» и занимала ни одну полосу. Гришиными  изысками восхищались и итальянские и французские и немецкие, ну, конечно, и наши газеты и журналы. Один знаменитый американский журналист назвал спектакль «Сто лет кабаре» - мировым шедевром.
Сначала, когда первый спектакль был завершен, Гриша решил его показать тому же бомонду, который восхищался его капустниками. «Публика визжала и плакала», как сказано в одном знаменитом фильме. Естественно, были и скептически настроенные гении, которые уверяли, что один спектакль может поставить каждый, да и вообще, зачем нам еще один театр, который так не похож на все другие. Их опасения быстро рассеялись. В августе 1989 года, только что возобновленный и сыгравший только три представления театр Гурвича, должен был прервать работу из-за очередного ремонта в Учебном театре. Гриша пошел в театр им.Ермоловой и попросил директора театра, выделить десять дней для того, чтобы кабаре могло обкатать спектакль. Директор уговаривал Гурвича не делать этого. Он пытался убедить упрямого Гришу, что это безумие, играть на тысячном зале спектакль, который приспособлен под маленькую сцену. Кроме того, август самый плохой месяц для работы. Зрителей в Москве мало, а театр никому еще не известен. Гриша же, закусив удила и несся вперед. Над театром Ермоловой была повешена растяжка, которая гласила, что после 68-ми летнего перерыва возобновляет свою работу первое российское кабаре «Летучая мышь». Мы набрали десять распространителей билетов, которые должны были продать зал на тысячу мест!!! Вот и вся подготовка. Ни афиш, ни радио или уж тем более телерекламы.
Сказать, что мы волновались - это ничего не сказать. Мы были в ужасе от собственной наглости. Каково же было наше удивление и восторг, когда мы на первом же представление увидели полный зал. Второй  спектакль уже проходил в борьбе с  театральными пожарными. Мы отвоевывали каждый дополнительный стул - не хватало мест для желающих. На Гришино имя приходили  письма из разных зарубежных посольств, в которых просили выделить хотя бы два места для посла и его жены. На супер аншлагах театр отыграл десять спектаклей.
Гриша был счастлив, труппа была в восторге, я в восхищении.
Не стану перечислять, сколько радости и печали доставила
Грише и мне наша « Летучая мышь».
Еще одно удивление посетило нас. Когда мы внимательно вникли в биографию «Летучей мыши» Н.Балиева, то узнали, что открылась она в 1908 году, тоже високосный год, как и 1988, - когда воссоздали театр. И 13 марта и есть 29 февраля по старому стилю. Мистика, но так. Каждый год театр отмечал свой День рожденья. На эти юбилеи рвалась вся Москва. Зал на 250 мест «вмещал» 500 человек, остальные стояли и слушали из фойе.  Невезунчики пытались сломать дверь. И несколько раз им это удалось.
Гришу часто сравнивали с Балиевым - полный, веселый, насмешливый. Да, сходство было. Не знаю, насколько шутки Балиева были изящны, Гришин юмор был очень острый, едкий, часто резкий, но всегда в его словах была парадоксальность, которая заставляла самых умных и понимающих удивляться и пытаться проникнуть в веселые до грусти шутки блестящего Гурвича.  Он ставил очень высокую планку в творчестве для себя и для других. Он выбирал лишь тех актеров, которые могли понять его подход к теме. Один раз, прочитав им сцену, которую они должны были начать репетировать, он увидел непонимание на лицах и сделал вывод - никогда им не читать. Он начинал сразу ставить, сам разыгрывался и наворачивал феерические подходы к каждой сцене. Тогда артисты начинали понимать, что то, что они делают и смешно и остро, а главное мудро и глубоко.
Гриша, несомненно, опередил свое время. Одна и та же публика приходила на спектакли ни по одному разу, чтобы постичь сочетание легкости подачи материала и глубины мысли. Гришу часто спрашивали, кто станет ходить в его театр. Он ведь слишком элитарный. Гриша не соглашался. Он считал, что его спектакли абсолютно для любого зрителя. «Кто не поймет умом, прочувствует сердцем». Гурвич оказался прав.
Через несколько лет после открытия театра Гриша стал ведущим очень популярной телепрограммы «Старая квартира». И парадокс повторился. И съемочная группа, и телезрители поражались не только его знанию любого вопроса, обсуждаемого на программе, но точность подхода молодого ведущего к проблемам тех лет, когда он еще не родился. Такое было впечатление, что он понимал все на тысячи лет назад и вперед. Когда смотрела на Гришу, стоящего на сцене в театре или на съемочной площадке, я повторяла сама себе - этого человека я не знаю. И смогу ли понять когда-нибудь до конца, не знаю.

Мне очень трудно даются эти воспоминания. Хочется вместить все, но это невозможно. Словами передать те чувства, которые я испытывала к Грише тоже  немыслимо. Могу с уверенностью только сказать, что он был последним из могикан. Таких живиальных, широких, порядочных и легких в быту людей я больше не встретила. Мудрость же столь молодого человека поражала людей много старше его. У него, несомненно, был пророческий дар. Это проявилось в его спектаклях. Наше искусство только сейчас догоняет то, что Гриша придумал и показал двадцать лет назад.
С тех пор как я его встретила и по сей день Гришенька остается моим главным наставником и советчиком. Без него земля опустела не только для меня, но для очень многих людей, которые до сих пор говорят его афористичными фразами, и свои поступки стараются сверять с его мнением. И хотя странно  историю о человеке, который ушел десять лет назад, заканчивать оптимистичной фразой, но про Гришу грустно думать невозможно.
Итак «Лучшие годы те, которые впереди». Гриша в это свято верил, верю и я.